Отдых с пользой или иппотерапия в Подкарпатском воеводстве (фото)

Подкарпатье становится центром конного туризма Европы

Длительные путешествия на лошади — неотъемлемая часть истории многих народов. Правда, все немного подзабыли об этом факте.

Но с недавнего времени конные маршруты по дикой природе превратились в один из видов активного отдыха. Регион, в котором такие маршруты получили особую популярность, начинается буквально в десятке километров от западной украинской границы — в Подкарпатском воеводстве Польши. «Сегодня» узнала, как правильно организовать путешествие по Подкарпатью верхом, куда лучше всего отправиться и что интересного можно увидеть в горах Низкий Бескид и Бещады.

Ода гуцульской лошади

Конный туризм в Польше не стал бы так популярен, не будь подходящей лошади. Приведу более понятное для детей асфальта сравнение: ни рассчитанная на барышню малолитражка, ни пафосное авто бизнес-класса не годятся для разбитого проселка, форсирования горной реки или подъема по косогору. Так и с лошадьми: в горах на юго-востоке Польши используют гуцульскую породу. Это невысокие, крепко сбитые, выносливые животные. Для них лес, горы, овраги и горные реки — дом родной. Масть этих крепышей чаще всего гнедая. Характерным признаком является темная полоса по хребту. Суровые условия сделали «гуцулов» сообразительными и уравновешенными. Сочетание таких качеств идеально подходит для того, чтобы посадить на такую лошадь неопытного наездника (каковыми и являемся мы, горожане).

Определиться на местности

Подкарпатское воеводство вдается клином между Украиной и Словакией на крайнем юго-востоке Польши. Большую его часть занимает низкогорье, являющееся продолжением Карпат. В Украине эта часть Карпатских гор называется Восточные Бескиды. В Польше они переходят в Бещады и затем — в Низкий Бескид. Хребты здесь пологие, невысокие — не выше 1200—1400 м (на такой высоте расположены верхние станции подъемников на горнолыжном курорте «Буковель»), почти полностью покрытые густыми лесами. Человек не успел похозяйничать в этих местах, поэтому Низкий Бескид и Бещады гордятся нетронутой природой как никакой другой регион Польши. Но дикая природа здесь мирно сосуществует с инфраструктурой для активного отдыха: хорошими дорогами, комфортными отелями в горах, хорошо обозначенными маршрутами для пеших, конных и велопрогулок. Наконец, еще один положительный для нас, украинцев, момент: в Подкарпатье проживает много лемков. Они отлично понимают украинский язык (другое дело — сложно понять, что хочет сказать твой собеседник), поэтому языковый барьер во многих случаях отсутствует.

 Попутно замечу, что польский средний класс очень любит такой вид отдыха (равно как и горные лыжи, кстати). Постоянно ловишь себя на том, что завидуешь ситуации, когда немалая городского часть населения может позволить себе вот так сорваться хоть из Варшавы, хоть из Гданьска всей семьей (к тому же на собственной машине) на уикенд в горы. Здесь можно провести день-другой в седле в теплый сезон или же вдоволь накататься на лыжных спусках зимой. При этом, нисколько не ущемляя себя в комфорте. Увы, еще раз убеждаешься, что украинская часть Карпат в плане индустрии отдыха выглядит на фоне Польши просто удручающе.

 Конные туры в горах: учеба и условия

 В первую очередь, нужно подобрать базу конного туризма. Их в Польше насчитываются десятки. Но обращаться в украинские турфирмы за помощью не стоит. Почти уверен, что увидите непонимающий взгляд и озадаченное лицо менеджера. Поэтому, если нет информации от бывалых путешественников, то есть смысл связаться либо с Управлением Подкарпатского воеводства (wrota.podkarpackie.pl), либо с представительством Польской туристической организации в Украине (polscha.travel).

Условия. Конная база представляет собой комплекс, состоящий из отеля, ресторанчика, конюшни, манежа для тренировок. Из дополнительных удовольствий — сауна, соляная пещера, стационарный гриль. Дискотек и ночных клубов видеть не довелось — люди сюда не тусоваться едут. Уровень размещения может, конечно, различаться, но откровенно плохие условия в тех местах найти сложно. В любом случае, туристу гарантирована чистота, приличный интерьер, чистая постель, хорошая сантехника, вкусный завтрак и охраняемая парковка. Пообедать-поужинать можно в корчме, которая есть на каждой базе. Кое-где в отелях встречались даже общие кухни, где можно приготовить что-то самому. Чаще всего ими пользуются семьи, чтобы кормить малышню. А продуктами скупаются в ближайшей сельской лавке или небольшом супермаркете (обычно такой магазин находится в пределах 5—10 км от базы). Поэтому здесь без своей машины обходиться сложно.

Езда. В польских Карпатах проложено сотни километров трасс для конных путешествий. Диапазон сложности — от вылазки на пару часов вокруг базы до настоящих серьезных авантюр наподобие Трансбескидского маршрута протяженностью 600 км. На преодоление такого монстра нужно положить две недели с ночевками, как в отелях, так и в горных приютах или вообще под открытым небом.

Дикие звери. Даже в самой короткой поездке есть шанс увидеть диких животных. Даже зубра! Оказалось, этот великан подпускает всадника метров на 15—20. А вот пешего человека он старается избегать.

Отправляться сходу в «райд» (так поляки называют конное путешествие) можно посоветовать только человеку, имеющему хотя бы минимальный опыт. Как минимум, следует научиться постоянно, уворачиваться от веток, норовящих ободрать лицо, и следить за коленями, которые новички почти гарантированно отобьют о стволы деревьев. Лошадка ведь проходит между деревьями, ориентируясь исключительно на собственные габариты. Ей нет дела до того, что по бокам торчат еще и колени всадника. Наконец, нужно быть готовым к форсированию рек, где вода иногда доходит по грудь лошади. Особая история — преодоление оврагов. Оказывается, «гуцул» в состоянии вскарабкаться на обрыв метра полтора высотой, почти подтягиваясь на передних ногах. Неопытный всадник при этом переживает массу интересных ощущений, пытаясь удержаться в седле. Обычно в группу входит 5—6 человек, которых сопровождает проводник. Первого попавшегося дядьку из ближайшего села на такую работу не возьмут — нужна лицензия.

Обучение. Если гость базы — полный ноль в верховой езде, то в Подкарпатье он получит хороший шанс освоить первые уроки. Спокойные и смышленые гуцульские лошадки идеально подходят для обучения. В Польше практикуют два стиля верховой езды — классический (он же английский) и вест (или вестерн). Большинство баз предлагают лошадей, подготовленных для езды в классическом стиле. Но вестерн приобретает все большую популярность. Его сторонники считают, что стиль предполагает иную философию общения с животным — акцент делается на связи с ним, а не на дрессуре.

Планируем поездку 

География Подкарпатья такова, что если жителю Украины вздумалось сюда заехать, то лучше всего воспользоваться автомобилем. Ближайший к региону аэропорт, с которым Киев связан прямым рейсом, — Катовице. Туда летает лоукостер из Жулян. Казалось бы, удобно. И цены приемлемые, и не нужно ехать в Борисполь. Но здесь появляются «нюансы». Скорее всего, наш человек выберет вечерний рейс. Значит, нужно учесть пробки на подъезде к Жулянам в конце рабочего дня (особенно в пятницу). Риск опоздать на рейс может крепко потрепать нервы. От Катовице до гор — 100—250 км, в зависимости от нужного места. Если едет компания, то можно, конечно, заранее договориться о трансфере — микроавтобус обойдется в 180—250 евро в одну сторону. Но без своей машины турист теряет свободу действий. Конюшни стоят в стороне от населенных пунктов. Поэтому ни в супермаркет за продуктами первой необходимости не съездишь, ни достопримечательностей не увидишь.

 Второй вариант — взять машину напрокат. Но большую часть времени арендованное авто будет простаивать.

Итак, самым рациональным способом добраться в Бескид и Бещады из Киева остается собственный автомобиль. Чистое время в пути — около 10 ч. Единственный непредсказуемый момент — сколько времени уйдет на пересечение границы. Тут уж, как карта ляжет…

 Из Киева маршрут будет выглядеть примерно так: доезжаем до пограничного пункта «Краковец» (трасса М10) или «Шегини» (трасса М11). Затем движемся по трассе А4. Если залить полный бак перед самой границей, то вполне возможно, что вам уже не нужно будет заправляться в Польше и удастся немного сэкономить. После границы первый большой город — Пшемысль, типичный европейский городок. Час-другой погулять в центре, чтобы размять ноги, не помешает. От Пшемысля придется двигаться по дорогам местного значения. Будьте готовы к тому, что на них постоянно ведутся ремонтные работы — поляки методично приводят свою дорожную сеть в порядок.

Благодарим представительство Польской туристической организации

в Украине за приглашение в пресс-тур. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Автор: Андрей Мазур

Поделись и оцени! 
Мы на facebook:  Мы ВКонтакте: 

Добавить комментарий