Как готовят бизнесменов нового типа

Как готовят бизнесменов нового типа

В последнее время российский бизнес старается брать на вооружение новейшие методики, способствующие успешности, в том числе особый вид подготовки персонала – коучинг. Что это такое, в чем отличие бизнес-коучинга от спортивного коучинга и, главное, какими методами и какого типа лидера создает коуч в итоге своей деятельности, корреспонденту «Газеты.Ru» удалось узнать из первых рук – у автора этой методики сэра Джона Уитмора.

— Наш первый вопрос: что такое бизнес-коучинг? В чем принципиальное отличие бизнес-коучинга от спортивного коучинга или, попросту говоря, спортивных тренировок?

— Прежде всего, спортивный коучинг и тренерская работа в спорте – совсем не одно и то же. Традиционное тренерство основано на инструктировании обучающегося. А в основе коучинга лежит совсем другой принцип – не давать обучаемым указаний, а побуждать их самостоятельно находить решения, буквально «вытягивать» из них способности, навыки и потенциал, которые без этого не проявляются.

Коучинг основан на убеждении, что любой человек может гораздо больше, чем кажется. Просто его способности скрыты, заблокированы внутренними проблемами.Скажем, страхом потерпеть неудачу. Убери страх – и деятельность человека, его деловые способности сразу улучшатся. Эту задачу и выполняет коучинг. Но не обучая новому, а, так сказать, расчищая внутренние завалы. Результаты впечатляют: люди действуют гораздо эффективнее, быстрее учатся новому, работают с удовольствием.

— За этим бизнес и идет учиться коучингу?

— В общем, да, но у каждого свои конкретные причины. Одни хотят повысить эффективность работы предприятий, другие – найти оптимальный баланс своей деловой активности. Только главный принцип всегда один: высвободить и мобилизовать внутренние корпоративные и личностные ресурсы и таким образом повысить эффективность работы. Задача коуча – развитие человека. Как строительство дома начинается с фундамента, так работа коуча закладывает в человеке основу для последующего развития деловых навыков.

— Вы хотите сказать, что для успешности бизнеса обычных деловых навыков недостаточно?

— Могу это доказать примером из своей практики. Один из директоров крупной английской фирмы с 60-тысячным персоналом говорил мне, что до участия в нашем проекте потратил около миллиона фунтов стерлингов на обучение персонала. И все же был вынужден свернуть все эти программы: в отличие от коучинга, они так и не смогли заложить фундамента для эффективной работы.

— А как этого добились коучи? Поделитесь, пожалуйста, секретом.

— Главное – провоцировать людей активно пользоваться собственными мозгами. Задавать хорошие вопросы и заставлять искать ответы. Внимательно выслушивать их, а затем задавать новые вопросы.

— Как это выглядит на практике?

— Приведу пример. Скажем, вы решили улучшить свою физическую форму. Обратились за помощью к коучу. Тот никогда не будет вам говорить: сделайте то-то и то-то. Вместо этого он попросит вас сформулировать, что значит «улучшить форму», а затем – как именно вы хотели бы это сделать. Вы ответите, например, что хотите делать физические упражнения. Он спросит, делали ли вы их раньше, и, если выяснится, что да, но вы всегда бросали начатое на полдороге, последует вопрос, что вам мешало довести задуманное до конца. Вы отвечаете, что были слишком сильно заняты. А еще – что были уверены, что у вас не получится, и потому бросили.

Можете не сомневаться, что коуч вас тут же спросит, каким образом вы собираетесь преодолеть эти трудности сейчас.

И услышит, к примеру, что вы будете ездить на работу не на машине, а на велосипеде, или что по выходным вы будете устраивать себе долгие прогулки, что дважды в неделю будете заниматься плаванием или бегать по утрам и т. д. и т. п. Короче говоря, у вас появляется куча идей. Заметьте, у вас, а не у коуча! Он лишь спросит, когда вы собираетесь начать и сколько километров в день собираетесь пробегать. Услышав ответ, он спросит вас, по силам ли вам такая нагрузка, после чего, возможно, вы скорректируете свой ответ.

Вот и все. Решение принято, но это делаете вы сами, а не коуч. Его задача только «вытянуть» из вас правильное решение. И когда в результате вы действительно улучшите свою физическую форму, то будете уверены, что сделали это сами.

— Теоретическая часть ясна. Ну а на практике? Можете ли вы привести примеры, дающие представление о конкретных результатах деятельности коучей в бизнесе?

— Конечно, и даже с конкретными показателями. Например, одна из компаний, с которой мы поработали, смогла увеличить свои прибыли на 30%. Сотрудники другой благодаря коучингу смогли получить прибыль в $30 миллионов. И это при том, что там работали всего 34 сотрудника! Результаты говорят сами за себя. Есть и много других примеров.

— Что же позволило этим людям заработать свои $30 млн? Чему конкретно их научили коучи?

— Прежде всего, коучи смогли привить сотрудникам фирмы чувство уверенности в себе. Совсем как в спорте: тот, кто не верит в себя, в свою победу, никогда не выиграет… Кроме того, коучинг пробудил в людях чувство личной ответственности за дело, и те стали принимать решения самостоятельно, а не ждать, когда это за них сделает начальство. У персонала появился осмысленный подход к своему делу, а в итоге они начали работать более эффективно и успешно. Вот и весь секрет.Традиционный же менеджер этому не учит. Он просто говорит: сделай то, сделай это. А это неверный подход. Ведь в этом случае даже успешно справившиеся с конкретной задачей люди подсознательно приписывают заслуги в этом не себе, а руководству. 

— Есть ли отличия между коучингом для персонала и для руководства?

— Нет. Принципы те же самые что для отдельного человека, что для компании – большой или маленькой: повышение эффективности работы через усиление личной ответственности.

— Сэр Джон, можно теперь личный вопрос? До того как заняться коучингом, вы добились больших успехов сначала как автогонщик, затем работая в компании Форда, а потом в своей дизайнерской компании. И все-таки решили круто поменять свою жизнь и занялись коучингом. Почему?

— Я, и правда, многого добился, и, прежде всего, в материальном плане. Но потом понял, что в жизни есть нечто большее, чем деньги. Ну купил бы я новый самолет или большую яхту – и что бы эти игрушки для меня изменили? Поняв, что возможности расширить мир находятся только внутри человека, я начал изучать психологию. И это была уже современная наука, которую мне преподавали прогрессивные ученые. Ну а потом мне захотелось применить полученные знания на практике. К этому времени я успел поработать и со спортивными тренерами, и с бизнесменами, и хорошо знал обе эти сферы. Связал все вместе и пришел к коучингу.

Вот и книжку написал – “Коучинг высокой эффективности”. Говорят, это самая популярная в Европе книжка по коучингу – ее перевели на 17 языков мира.

— Во скольких странах вы работали как коуч?

— Практически во всех этих европейских странах, в Индии. В Австралии и в Новой Зеландии у меня свои компании.

— А почему решили приехать в Россию?

– Пригласили. (Смеется). Но если без шуток, то меня потряс интерес, который коучинг здесь вызывает, интерес россиян ко всему новому, отсутствие консерватизма.

— Честно говоря, мне казалось, что наш бизнес пока не очень дорос до разрешения внутриличностных проблем, о которых вы говорили. Подозреваю, что большая часть проблем, стоящих перед нашим бизнесом, носит внешний характер.

— Да, но причина всех внешних проблем все равно носит внутренний характер. Потому что внешнее – всегда производное нашего недомыслия. Как здание – всегда продукт мыслительной деятельности архитектора. Все начинается в головах людей: измените это – и изменится то, что снаружи!

— Наверное, это задача для лидеров новой формации…

— Уверен, что в современном мире могут преуспеть только лидеры нового типа. И по многим причинам: глобализация, новые технологии, увеличение компетентности, непредсказуемые рынки. Ситуация стала намного сложнее, чем прежде. Автократический стиль руководства в этих условиях больше не может быть успешным. Причем в любой части мира и в любой сфере – личностной, в политике, в бизнесе.

Чтобы быть лидером нового типа и думать по-новому, нужны новые качества. Нужно стратегическое видение.

А старомодные руководители предприятий вместо этого зацикливаются на результатах деятельности своих предприятий за текущий месяц. Вот мы и учим их новым качествам, учим быть лидерами. А это значит – опираться в своей деятельности на личную ответственность многих людей, т. е. сотрудников их предприятий. Меньше автократизма и больше широты!

И преодолевать страхи, которые господствуют в бизнесе как нигде. Здесь боятся прогореть, разориться, не справиться, не заработать, обанкротиться. Задача коучинга – научить лидера преодолеть эти страхи. И, что очень важно, прийти от страха к доверию. Если руководитель доверяет своим сотрудникам, те сделают все, чтобы заслужить это доверие. В противном случае сотрудники не любят начальников и начинают их обманывать.

.

Добавить комментарий